• Время работы: 09-19
  • +7 (495) 532-62-81
  • К вам приехал ревизор

    «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор», — помните слова Городничего из известной пьесы Н.В. Гоголя? Налоговый инспектор – тот же ревизор, представитель фискальных органов. Налоговиков можно бояться и нельзя не уважать. Ведь именно они пополняют государственную казну по результатам налоговых проверок.

    Знакомство.

    Первое, что должен сделать налоговый инспектор — ознакомить вас (руководителя предприятия) с целью и сроками своего пребывания в вашей фирме, предъявив вместе со служебным удостоверением приказ о проведении проверки, а также её программу.
    Бывают встречные (внеплановые) проверки, когда инспектор, проверяя другую организацию, желает убедиться в реальности сделки. С этой целью он приходит в фирму — контрагент (например, в вашу) чтобы посмотреть документы. Для этого проверяющему часто бывает достаточно 2-х дней. Но иногда налоговая проверка может затянуться до 2 месяцев. Будьте готовы к этому.
    Ваши обязанности, как проверяемого юрлица при налоговых проверках, изложены в статье 23 Налогового кодекса РФ (п. 7) — вы ни в коем случае не должны препятствовать инспектору исполнять его служебные обязанности. Более того, как бы надолго он к вам ни пришёл, правила этики никто не отменял.

    Будьте дружелюбны

    Ничто человеческое налоговику не чуждо, и если вы будете доброжелательны и открыты к конструктивному диалогу, то проверка для вас пролетит незаметно и безболезненно. Если, конечно, вы – не злостный нарушитель закона. Создайте налоговому инспектору условия для работы. Если есть возможность, выделите ему отдельный кабинет с телефоном, предоставьте все документы за проверяемый период. Это будет удобно и вам, и работникам бухгалтерии – инспектор лишний раз не будет отвлекать вас просьбами.

     

    Будьте убедительны!

    Ваша задача – свести к минимуму возможные разногласия ещё в ходе проверки. Не бойтесь возражать, но делайте это с умом, без лишних эмоций. Как можно подробнее отвечайте на вопросы инспектора. Ещё лучше давать пояснения в письменном виде, они вам могут пригодиться при согласовании акта проверки.
    Чтобы не быть голословным и говорить с инспектором «на одном языке», ссылайтесь на нормативные акты (Закон о бухгалтерском учёте, Налоговый кодекс РФ, ведомственные инструкции и прочие). Ищите доказательства.
    Что делать, если работники бухгалтерии в период проверки сами найдут и исправят свои ошибки, а инспектор отразит их в акте, как нарушения? Просите, чтобы он указал в акте факт устранения этих нарушений в ходе проверки. Совершенствуйте свои навыки вести переговоры.

    БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

    Когда акт проверки написан, ознакомьтесь с ним. Внимательно проверьте все факты и цифры (суммы, даты и др.) Есть возражения? Скажите о них инспектору до подписания акта. Если инспектор с вами не согласен, выслушайте его аргументы. Внимательно прочитайте нормативные документы, на которые он ссылается. И только потом пишите возражения к акту проверки, если они у вас останутся. Если разногласия для вас принципиально важны, то подписать акт проверки можно, изложив и обосновав возражения в приложении к нему. Тогда при подписании акта рядом с подписью делают запись: «с разногласиями».
    Если вы не уверены в своей правоте, то лучше подписать акт без возражений. В противном случае может последовать ещё одна налоговая проверка, на этот раз — проверка объективности ваших разногласий с налоговым инспектором.
    Вы вправе не подписывать акт (ст.100 Налогового кодекса. Но такие факты на практике встречаются редко — как правило тогда, когда в ходе проверки установлены вопиющие нарушения. Отказ от подписи акта настораживает налоговую инспекцию, ещё одной проверки не миновать. Если же налоговый инспектор не прав, вы готовы отстаивать свои права? Не сдавайтесь!
    Каким бы ни был акт проверки, не забывайте, что вы, как руководитель, несёте 100 % ответственность за деятельность вашей фирмы. Именно эта черта присуща настоящим лидерам.